sarmatka сказал(а):
А я боюсь ездить с Бертой на обществ. транспорте. Поделитесь опытом,пожалуйста.
Делюсь)
У нас нет пока машины, поэтому поездка общественным транспортом для нас это скорее вынужденная необходимость, на нем и без собаки то ездить то еще удовольствие, за некоторыми исключениями (например в новых автобусах встречаются такие классные кондиционеры, что выходить из него не хочется в жару). Нас конечно на ту же дачу иногда Олькин отец возил из дома, но выигрыша во времени не получается - дачников слишком много, слишком много светофоров на Носовихе, да и ему ехать с Преображенки в Орехово за нами тоже свет не близкий. Поэтому мы и освоили автобусы-троллейбусы-электрички, еще во времена нашего солнечного лабра Нэша.
Вообще самое стремное было как собака отреагирует на незнакомую-нестандартную обстановку, на новые звуки, запахи, обилие людей. Нэш был послушным простодушным увальнем и просто следовал за нами, стоически перенося всё.
Кензо же наоборот, ей, как наверное и любому стаффопиту, ужасно любопытно всё новое. Я не знаю, знала ли она раньше, что такое автобус, но уговаривать ее зайти внутрь в первую нашу поездку, в отличии от Нэша, даже не пришлось. Она сама затянула внутрь и заняла самое удобное место, там где обычно ставят детские или инвалидные коляски. Впрочем если свободно, то мы предпочитаем место у передней двери, оно загороженное и достаточно большое что бы песка могла там устроится, да так что бы хвост не торчал в проходе - помоему самое страшное что может случится в поездке это если кто то придавит хвост. И с Кензо это произошло как раз на Курском вокзале. Привет журналистам, старушка сделавшая это даже не поняла что она сделала, бойцовый питбуль же просто строго на нее посмотрела и всё.
Незаменимый аттрибут таких поездок это конечно же намордник. Во первых и в Москве и в области это по закону положено. Во вторых выполнение закона в 20% случаев не полениться проверить водитель автобуса на входе. В 5% в случае его отсутствия он потребует выйти из автобуса, что правда гарантирует 75% уезда следующим автобусом. Кроме того это спокойствие пассажиров, они ведь тоже разные бывают. Основная реакция пассажиров на собаку - это ее полное отсутствие, но бывают и исключение. Чаще позитивные слава богу. Собака в наморднике пока что вызывает настороженность, как то так повелось что на добрых собак их не надевают, поэтому иные пассажиры уточняют не злюка ли она. Но получив объяснение что намордник это дань уважения правилам, законам и их же безопасности, оттаивают и начинаются беседы, разной степени адекватности. Так одна старушка, когда мы ехали с Кензо, бывший кстати контролер мосгортранса, поведала нам теорию что собаки с "мясистой краснотой" вокруг носа (как у Кен или у симпатичного стаффа в шапке этого форума) априори злобные и людей едят. Но иногда приятно работать разрушителем мифов или стереотипов. Платить за собаку в автобусе не нужно, билетов специальных на них нет.
Электричка впринципе мало чем отличается от автобуса, кроме того что нам нужен для собаки специальный билетик с надписью "живность". Стоит он 60 рублей, вне зависимости от того куда едешь - хоть до следующей станции, хоть до конечной в соседней области. Еще два года назад кассиры РЖД толком не знали о его существовании, и когда ты уведомлял их о желании за собаку заплатить, они начинали листать справочники и созваниваться с начальством, уточняя что же именно им оформлять. С Кензо из-за этого билетика и нашей "сознательности" мы даже опоздали один раз на электричку и ждали следующую около часа. Контролеры на турникетах билеты на собаку не проверяют, контролеры в поездах проверяют билеты на собаку очень редко, поэтому в теории можно их и не брать. Для собаки в электричке лучшие места у выходов в тамбур. В старых поездах типа ЭР-2, ЭД-2 и ЭД-4 у мест около выхода в тамбур есть свободное пространство, можно разместиться на лавке, посадив или положив собаку на пол и она не будет никому мешать и никого смущать.
В новых поездах типа ЭД-4М это пространство отсутствует. Фактически места в этой электричке нет ни для собаки, ни для коляски. Но можно занять крайную шестерку, или пятерку, возможно даже останутся два свободных места для самых бесстрашных любителей собак.
На фотках видно конечно что мы нарушили правила провоза собаки, с нее снят намордник. Но сделано это было не по нашей прихоти, не из-за того, что нам плевать на правила, а из-за того что нам плевать на правила в случаях если оплата проезда не гарантирует хотя бы минимально комфортной и безопасной поездки для собаки. В новых электричках типа ЭД-4М установлены кондиционеры, но по факту они не работают. Знатоки пишут что они часто ломаются, поэтому руководство депо предпочитают их просто не включать, дабы не вырывать электрички из графика ремонтом. Но окна таких поездов созданы с расчетом на том что кондиционер есть и нормально функционирует, поэтому свежести во время движения они не обеспечивают и летом в вагоне банально очень жарко. Собаке нужно охлаждаться, а в наморднике это не так просто. Кроме того мы берем с собой бутылочку воды, миску и в пути переодически ее поим. Пассажиры, сами замаринованные на час-полтора в этом чуде отечественной промышленности, обычно это понимают и претензий не высказывают. Может придраться контролер, если их в этот момент самих проверяют более высокопоставленные контролеры. Публика в загородных электричках обычно попроще, чем в Москве. Могут "завязаться" разговоры про вязку, про то что "у меня тоже есть классный пит, на вашу похожий, а может давайте...." итд. Встречаются явные уголовники, которых почему то особенно тянет к бойцовым собакам, но это тоже мирные беседы. Бывают и неадекватные случаи - на станции Храпуново одна женщина за 10 метров от нас завопила что бы мы надели намордник, мотивируя тем, что она насмотрелась телевизора, а потом, объявив что у нее аллергия, симулировала приступ. Хорошая мысля приходит опосля, мы возим с собой шприцы и супрастин в ампулах (на случай если Кен поближе "познакомиться" с социальной организацией перепончатокрылых), возможно и стоило предложить ей поставить пол-миллилитра антигистаминного препарата в задницу прямо на платформе. Но в таких случаях, которые, слава богу, единичные, лучше надеть намордник и отойти подальше.
Самым опасным местом по моему мнению все таки является вокзал. Очень много людей, багажа, полиции, может быть разбросано что нибудь, публика та еще встречается. Но мы с Кен все таки занимались послушкой, она отлично выполняет команду "рядом", и можно спокойно перейти с Курского направление на Горьковское, с вещами, практически забыв что рядом идет собака. Хуже всего ей дается экскалатор, она, как и Нэш, очень почему то его боиться и упирается всеми четырьмя лапами увидев лестницу, которая сама едет вверх. Но хорошо когда есть альтернативы и она бесстрашно входит в переполненный лифт. Лучше спросить у пассажиров, согласны ли они ехать в лифте с собакой и не бояться ли. "Людей бояться надо, а не собак" - такой был нам ответ из лифта, когда мы возвращались домой с дачи. На Курском вокзале на турникетах Горьковского направления работает контроль лояльный к собакам, они всегда придерживают нам турникет, а в прошлый раз Кензо даже удостоилось поглаживания по спине от контроллера.
Про метро я умолчу, ибо на метро мы никогда не ездили. С Нэшкой нас внутрь не пускали, с Кензо еще не пробовали, но боюсь что результат будет таким же. По правилам нельзя, по факту - на какого контролера турникетов нарвешся. Мы живем на Домодедовской, эта станция ныне - южный филиал Комсомольских, очень много приезжих, многие из них наровят пролезть в метро нахаляву, работники злые, им на помощь приходят амбалы из службы безопасности, контролирующие турникеты, и полиция. Маловероятно, что в такой обстановке и при таком контроле работники метро будут нарушать правила для какой то питбульки-убийцы. Но может быть когда нибудь...