На следующий день втроём сбегали на речку, половить рыбку, благодаря тому что светло было всю ночь, мы можно сказать сделали это ночью. Как и ожидалось форелька в речке присутствовала, но количество и качество оставляли желать лучшего, тем не мение рыболовный зуд сняли. Быстренько собравшись мы двинули в Мурманск, заскочили в магазин, затарились продуктами,
которые предусмотрительно не стали тащить с собой из Москвы, залили баки и все имеющиеся канистры, а это 130 литров топлива дополнительно на двоих, мы двинули в сторону границы с Норвегией. Сегодня по плану у нас целая куча интересный мест, но первым из них является "Долина Славы" она же "Долина Смерти", это большой мемориальный комплект в долине реки Западная Лица на котором захоронено несколько тысяч солдат защитников Заполярья.
Место я считаю обязательно к посещению, помогает понять и оценить всю тяжесть условий и стойкость духа людей которые в этих суровых местах стояли насмерть защищая свою Родину, для которых слово Родина, было не пустым звуком...
На мемориале стоит танк, можно забраться внутрь, двигателя естественно нету, зато работает устройство подъёма ствола, оказавшись внутри, слабо представляю как там могли находиться четыре человека, да ещё и в условиях боевых действий.
Поклонившись погибшим, и поблагодарив их за их подвиг, решаем двигаться дальше, следующая остановка это легендарная Кольская Сверхглубокая Скважина.
Перед мостом через реку Титовка, стоит армейский погран пост, со шлагбаумом, никаких пропусков не требуется, просто проверяют документы и пропускают, может для НЕ граждан России и надо что то оформлять не знаю.
Самая глубокая скважина на планете, глубиной более 11 000 метров. Ныне не действует, сама скважина запечатана, а буровой комплекс и здания обеспечения, полностью разграблены...
Пока мы там лазили, нас накрыл проливной дождь, да и вообще погода не располагала к фотографированию, да и пейзажи все однообразные серые и унылые, единственно что привлекает внимание по мимо собственно скважины, это огромные отвалы пустой породы, по дороге к ней, издалека вообще кажется что это природные сопки, но когда подъезжаешь ближе, становиться ясно что эти "горы" творение рук человеческих...
Всё, двигаем дальше, время уже к вечеру, а нам ещё на Рыбачий ехать, где у нас запланирована днёвка, то есть если мы за остаток дня доедем до намеченного места, то завтра можно будет полноценно выспаться, искупаться и вообще отдохнуть, ноги в руки и в перёд...
Трасса от Мурманска, до поворота к скважине, это приличного, а порой превосходного, качества асфальтированная дорога, которая пролегает по очень красивой местности. Лесотундра сменяется тундрой, царством камня и мхов с лишайниками, большое количество озёр, но всё это в какой то момент заканчивается и начинается выжженная серой пустыня. Когда я собирал информацию о поездке, все говорили что нечто подобное можно наблюдать в районе Мончегорска, его да же в шутку называют "Изенгард" за схожесть пейзажей с этим сказочным городом, но ничего подобного мы там не увидели, да видны следы безалаберности и безразличия человека к природе, но такого как в районе Заполярного, нет и в помине, если Мончегорск, это Изенгард, то заполярный это самый что ни на есть Мордер, стойкий запах серы, выжженная земля, камни коричнево-чёрного цвета, редкие обожжённые изуродованные деревца, ни травинки, и при этом там ещё и живут люди :evil: интерсно какаво их здоровье...
Ладно ушёл от темы, после поворота на Кольскую, следует хорошо накатанный широченный (под карьерные самосвалы) грейдер, есть лужи, и порой большие, но не глубокие, ехать лучше всего по спутнику, иначе я думаю можно и плутануть слегка. дело в том что там действующие разработки каких то ископаемых, и дорожек довольно много, самое важное не пропустить поворот с главного укатанного грейдера направо к самой скважине, а так в принципе маршрут проходим для любого авто в том числе и для откровенных пузотёрок.
Заправки есть, в Заполярном, но только Роснефть и какие то местные, по этому если вы планируете после Кольской Сверхглубокой, ехать на Средний и Рыбачий, то запасайтесь топливом в Мурманске.
А мы двигаем дальше, нам надо вернуться к погран посту на реке Титовка, и повернуть вдоль неё в сторону моря, главная цель поездки: самая северная точка континентальной европейской части России - мыс Немецкий, где то там. Повернув мы к своему удивлению обнаружили асфальтное покрытие, а все предупреждали что колёса травить надо прямо на повороте подумал я
... и тут асфальт кончился
. Всё стоп травимся. Ура снова движемся, были планы заскочить по быстрому на разрушенную плотину на реке, но понимаю что это время, а уже вечер, а нам ещё пилить и пилить, причём по дорогам неизвестного качества, перевал Муста Тунтури, весь Средний, и не маленький такой кусок по Рыбачему, ребята уже потихоньку начинают сдавать, рация то и дело спрашивает у меня многоли нам ещё осталось, решаем остановиться перекусить, подышать и полюбоваться долиной реки и водопадом.
Сообщаю ребятам что это только начало, и ехать до ночёвки ещё долго, но очевидно горячая еда успевает поднять боевое настроение и все согласны "хоть на край света" (как они правы в общем то, туда и едем
)
Перевал красив, очень красив, особенно когда закончился наконец моросящий с обеда дождик и сквозь прорези в облаках хлынуло солнце:
На этой фотографии, в низу стоит УАЗик 469, ребята в одну машину да ещё и на не маленьких "тапках" рискнули покорить полуострова, и на перевале у них порвало редуктор заднего моста, очень жаль ребят, их приключение закончилось толком не начавшись...
И вот наконец то!!! Мы увидели его - Баренцево море - Северный Ледовитый океан, да это ещё не открытое море, нет тех просторов, это всего лишь малая Волоковая губа (или большая не запомнил), но по своей сути это он!!!
Начинается вполне приличного качества грейдер, так как время у нас поджимает, все устали и хочется отдыха, то решаем идти по восточной стороне Среднего, и далее по восточной стороне Рыбачего. Днёвка запланирована в устье реки Большая Эйна, судя по информации из интернета наиболее проездабильна и посещаема западная сторона Рыбачего, но она нам интересна только с точки зрения достопримечательностей, а отдыхать мы хотим в дали от большинства туристов, так что упорно несмотря на усталость двигаемся по восточной. До перешейка между полуостровами, идёт отличный грейдер, единственное что не позволяет хорошенько разогнаться это компактные но глубокие ямки, но всё равно скорость остаётся прилично порядка 30 километров в час в среднем.
доезжаем до развилки, налево уходит отличная накатанная дорога, но мы поворачиваем направо, встречаем москвичей на Патроле, набирающих воду из шланга который валяется прямо у дороги, интересуемся, и оказывается что это вода из скважины, откуда и зачем они и сами не знаю, но говорят что вода чистая и пригодная для питья, мы то же заполняем тары, и двигаем дальше, начинается самое интересное.
Ещё несколько часов назад, я мечтал об этом отрезке, мне хотелось покорять бездорожье, нырять в глубокие лужи и взрывать колёсами грунт в низинках, я представлял как в натяг прохожу те или иные препятствия, как с ходу поднимаюсь на возвышенности, но щас такого желания нет, хочется просто доехать, а дорога тем временем всё хуже и хуже, лужи глубже и глубже, камней всё больше и их размер то же становиться опасным для баков и мостов, начинается триал. На очередной развилке озик рисует два вариант, либо по побережью в объезд возвышенности, либо напрямки вдоль неё. Решаем ехать вдоль, так короче. и вот тут то я понимаю что всё что было до этого это вообще асфальт (в последствии я так подумаю ещё два раза минимум )))). начинаем медленно ползти на пониженных, по камням и здоровенным лужам, радует одно вода в лужах мутная, значит здесь кто то ездит, а значит и мы сможем. В какой то момент замечаем огромное стадо Северных оленей, останавливаемся пофоткать, но ночь пусть и за полярным кругом, плюс пасмурная погода, не позволяют сделать хороших кадров:
Движемся дальше, вон уже и долина Большой Эйны видна, пара глубоких бродов и мы спускаемся к реке. к нашему разочарованию, стоянка по эту сторону реки занята, плюс ко всему там бегает собака, а у нас в машине Вэлчик, который быстренько устранит столь назойливого конкурента. принимаем решение идти в брод. Непосредственно в устье не пройти, прилив повысил уровень, риск выше разумного, я мчу на разведку выше по реке, легко преодолеваю речку и упираюсь в жидкий и раскисший от грунтовых вод подъём, вызываю ребят по рации на подстраховку, и не без трудностей беру подъём, но оказывается что особого смысла в этом нет, так как дальше дорога упирается в болото, а рубиться уже совсем не хочется. Решаем двигаться по эту сторону реки прямо по ней, в надежде на другой выезд, так как в устьевом участке чётко прослеживалась неплохая грунтовка с этой стороны. Немного поплутав по реке между подводных камней, находим хороший твёрдый выезд и отличную стоянку на этом берегу. Дело сделано, мы приехали, мы на месте, завтра днёвка, рыбалка и долгожданный полноценный отдых...
вид на Устье Эйны с нашей стороны...